Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».


Стандарт выдвигает три группы требований:

- требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

- требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.


Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. 
Представлены четыре вида УУД:

- личностные;

- познавательные;

- регулятивные;

- коммуникативные.


Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.


Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.


Программа должна содержать:

- описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

- описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

- перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

- планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

- описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

- методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.


Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?


Прежде всего, необходимо рассмотреть 
этапы конструирования урока:

- определение темы учебного материала;

- тип дидактической цели темы;

- тип дидактической цели урока;

- определение типа урока;

- изучения и первичного закрепления новых знаний;

- закрепления новых знаний;

- комплексного применения ЗУН;

- обобщения и систематизации знаний;

- проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся;

- продумывание структуры урока;

- обеспеченность урока; *

- отбор содержания учебного материала;

- выбор методов обучения;

- выбор форм организации педагогической деятельности;

- оценка ЗУН;

- рефлексия урока;

 

* Карта обеспеченности урока

№ п.п
Раздел
Материально-техническое
оснащение

Учитель

Ученики

Время
 
Учебный элемент
Количество бумажных источников
и компьютеров
с необходимым ПО
Бумажные
Электронные
Бумажные
Электронные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Основная дидактическая структура отображается  в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура.


1.Организационный момент:

- тема;

- цель;

- образовательные, развивающие, воспитательные задачи;

- мотивация их принятия;

- планируемые  результаты: знания, умения, навыки;

- личностноформирующая направленность урока.

 

2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

 

3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:

- постановка учебной задачи;

- актуализация знаний.

 

4.Сообщение нового материала:

- решение учебной задачи;

- усвоение новых знаний;

- первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

 

5.Закрепление изученного материала:

- обобщение и систематизация знаний;

- контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).


6.Подведение итогов:

- диагностика результатов урока;

- рефлексия достижения цели.


7.Домашнее задание:

- инструктаж по его выполнению.

 

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.  
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.


Цель урока определяется:

- планируемым результатом урока;

- путями реализации этого плана.


Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

 

Сайт переехал на новый адрес: 

ильина-лд.рф

Яндекс.Метрика