Технологическая карта урока

 

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

 

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.


Технологическая карта позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

- обеспечить повышение качества образования.


Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.


Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

- используются эффективные методы работы с информацией;

- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 

Примеры шаблонов технологических карт:

 

Технологическая карта урока 
Ф.И.О. 
Предмет: 
Класс:
Тип урока:


Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

- Личностные УУД:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
Планируемые результаты

Предметные:
- Знать;
- Уметь.
Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

- основные;
- дополнительные.
 

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

 

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников


Деятельность
учителя


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 

 

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

 

 



 


 

 

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала
Время:
Этапы:

 



 



 


 



 

Контроль
Время:
Этапы:

 



 


 

 

 

Рефлексия 
Время:
Этапы:



 

 


 

 

 

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока.

Технологическая карта с методической структурой урока

 

Дидактическая
структура

урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы

и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

Принципы и положения для работы с технологическими картами (подробнее)

 

 

 

Продленка Сообщество педагогов Эволюция - бесплатные конкурсы для педагогов и школьников Образовательный портал Классные-часы.Ру Банк Интернет-портфолио учителей Сайт